Данные социологии о предстоящих выборах Президента РФ обсудили в эфире ОТВ

Уровень осведомленности населения о предстоящем предвыборном цикле является важным статистическим показателем, в определенной степени обусловливающим электоральную активность избирателей в день голосования. Тем не менее, попытки измерения данного эмпирического индикатора с помощью прямых вопросных техник не дают желаемого результата: уровень информированности респондентов всегда получается существенно большим, чем он есть на самом деле. В данном случае имеет место быть феномен «спирали молчания», согласно которому респонденты, не имеющие твердых оценок или суждений (или неосведомленные) по какому-либо вопросу, стремятся (очень часто неосознанно для себя) выбрать социально одобряемый вариант ответа, либо продекларировать свою информированность по обсуждаемой проблеме (вопросу), которой у них на самом деле нет.

С целью элиминирования подобного негативного эффекта, для изучения уровня информированности жителей Приморского края о предстоящих выборах Президента РФ, реальный уровень знания фиксировался только в том случае, если респонденты без подсказки интервьюера называли точную дату (18 марта), когда непосредственно состоится голосование. Случаи, когда участники опроса декларировали свою осведомленность о предстоящих выборах на прямой дихотомический вопрос (с вариантами ответа «да» или «нет»), но не могли назвать их день или месяц голосования, относились нами к группе «не информированных респондентов».

график 1.jpg

Результаты исследования фиксируют статистически значимый рост уровня информированности жителей Приморского края о выборах главы государства до уровня почти в 98% (изменение соответствующего показателя составило +4,3 процентных пункта за последний месяц).

С момента проведения последнего социологического замера (январь 2018 года) также незначительно, но все-таки вырос уровень декларируемой явки (+1,2% в склейке позиций «точно пойдут голосовать» и «скорее пойдут голосовать»). Наблюдается некоторый рост доли уверенных ответов респондентов («точно пойдут голосовать») с 71,0% (в январе) до 74,6% (в феврале), что косвенно может свидетельствовать о позитивном влиянии соответствующей агитационной кампании.
график 2.jpg
Результаты общероссийских исследований показывают схожие процентные распределения на данный вопрос. По данным ВЦИОМа, точно готовы принять участие в голосовании 70,9% россиян, еще 10,7% – скорее пойдут на выборы, чем нет. С начала февраля уровень декларируемой явки в целом по стране также вырос (на 2,3%), при этом рост произошел, прежде всего, за счет увеличения доли респондентов, которые точно планируют прийти на выборы 18 марта 2018 года. Принимая во внимание этот факт, можно говорить о потенциальном росте числа избирателей, готовых проголосовать на предстоящих выборах. Если в январе 2018 года мы говорили о потолке явке на уровне 60% (учитывая, что на выборах Президента 2012 года по Приморскому краю в целом явка составила около 64,5%), то сейчас есть основания предполагать, что в 18 марта 2018 года на избирательные участки придет от 60% до 65% приморцев (при сохранении текущих тенденций электорального цикла).
15.03.2018 08:56:57