Top.Mail.Ru

Последние комментарии:

Только 8,8% приморцев знают кто продал Аляску США

В рамках исследования распространенности исторических мифов, Приморский НИЦ социологии поинтересовался у жителей края, знают ли они кто продал Аляску США.  23,9% респондентов сознались, что не знают, кто продал Аляску. 16,6% опрошенных впервые услышали, что 49 штат США раньше принадлежал Российской империи. Среди других правителей, при которых данные территории отошли США назывались Николай II (3,5%) и даже Никита Хрущёв (5,8%). Версия продажи Русской Америки Екатериной II, оказалась самой популярной (38,9%). Только 8,8% участников опроса знают, что Аляска была продана США при Александре II. Чаще всего правильно отвечали респонденты в возрасте 35-44 лет (12,5%) и 55- 64 лет (13,4%).

prmnc-Nikolay.jpg Комментирует Николай Воронцов, историк, сотрудник отдела социально-политических исследований ИИАЭ ДВО РАН:

"Результаты опроса говорят о том, что даже в век высоких технологий и быстрого обмена информацией исторические мифы, не спешат уходить в прошлое, продолжая существовать в умах как старшего, так и молодого поколений. Миф о продаже Аляски якобы в правление Екатериной II может служить яркой иллюстрацией того, что народное сознание может крепко держаться за уже сложившийся исторический стереотип. Действительно, общеизвестно, что продажа Русской Америки США осуществилась более чем через полвека после смерти Екатерины, в царствование её правнука Александра II. Этому событию было посвящено немало исторических исследований, научно-популярных статей. Об истории российских владений в Америке выпускались документальные фильмы. Более того, в наше время не представляет сложности отыскать полный текст русско-американской конвенции 1867 года, как в дореволюционной орфографии, так и в современной адаптации. Имя Александра II можно увидеть в первой же строке преамбулы данного документа.

Однако ни научные исследования, ни свободный доступ к историческим документам не сумели полностью побороть народный стереотип, возникший не так уж и давно. Строчка «Екатерина, ты была не права!» прочно засела в умах благодаря известной песне группы «Любэ» «Не валяй дурака, Америка» и популярному клипу 1992 года. Увы, хит того времени оказался куда более мощным оружием для формирования общественного мнения, нежели школьное и университетское образование. Как попала данная строка в песню, вопрос не менее интересный. Авторство текста принадлежит поэту Александру Шаганову, который в прошлогоднем интервью журнал «Полиция России» частично взял вину за эту оплошность на себя: «в моей голове ещё с детства укоренилось это историческое заблуждение» ( http://pda.ormvd.ru/pubs/101/alexander-shaganov-all-my-songs-are-guys-from-our-yard-/ ). Интересно, что строчка про Екатерину, а вместе с ней и пресловутый исторический миф могли вовсе не появиться: по признанию Шаганова, во время съемок клипа в последний момент он пытался исправить свою ошибку и «вписать» Александра II, однако не сумел его гармонично встроить в текст.

Примечательно, что периодически можно встретить утверждение о широкой распространенности данного мифа в советскую эпоху и якобы имевшей место целенаправленной «исторической травле» Екатерины II. Достоверных подтверждений этому найти не удалось. Да и образ царицы в советской литературе и кинематографе был далек от негативного, а «темные» страницы правления Екатерины вроде подавления восстания Пугачёва и расцвета фаворитизма уравновешивались победами над внешними врагами, покровительством Суворову и Ушакову, а также культурными достижениями того времени.

Вместе с тем, преодоление этого мифа есть не только просветительский шаг, но и своего рода восстановление исторической справедливости, поскольку в период правления Екатерины во многом была подготовлена почва для широкого освоения Русской Америки, начавшегося уже при её сыне Екатерины, Павле I. Известно также об интересе царицы к исследованию северных берегов Тихого океана. По её указанию с Балтики в воды Дальнего Востока и Северной Америки должна была отправиться большая экспедиция капитана Муловского, увы, отменённая из-за войн с Турцией и Швецией.

В настоящее время «екатерининский» миф нельзя считать полностью побежденным даже среди молодого поколения. В последние пять лет в период работы учителем истории в школе, а также преподавателем в ВУЗе, мне периодически приходилось убеждаться в устойчивости данного мифа даже среди представителей молодого поколения.

Определенный интерес вызывают относительно новые заблуждения, распространившиеся уже в интернет-эпоху. В частности, миф о сдаче Аляски в аренду и миф о неуплате американцами причитающихся России денег. Ни один из них даже близко не смог приблизится в популярности к «екатерининскому» мифу. На фоне его огромной популярности также меркнут все остальные вариации на тему продажи Русской Америки, что довольно наглядно отражают результаты проведенного опроса. Николай II справедливо избежал обвинений в продаже Аляски, с Никитой Хрущевым всё оказалось не столь однозначно. Тот факт, что почти 6% опрошенных выбрали Хрущёв качестве виновника уступки Аляске, вероятно, связан с иными неприятными ассоциациями хрущевского времени – передачей Крыма Советское Украине и возврата Порт-Артура Китаю.

Что же касается Александра II, при котором в реальной истории состоялась продажа Аляски, то здесь вероятно также сыграли свою роль ассоциации и сложившийся во времена Российской империи и СССР образ царя. На фоне присоединения Дальнего Востока и Туркестана, отмены крепостного права и начала великих реформ, освобождения Болгарии и подавления революционных движений, наконец, трагической гибели Александра II от рук народовольцев, продажа Аляски оказалось в народном сознании незначительным эпизодом его царствования".

Исследование проводилось методом стандартизированного (формализованного) интервью с использованием технических средств фиксации по технологии CAPI. 

Форма проведения опроса – поквартирный опрос. 

Исследование было проведено в период с 24.06.20 по 01.07.20 на территории девяти муниципальных образований Приморского края. 

Для достижения цели исследования была использована стратифицированная квотно-случайная выборка с маршрутной рандомизацией. Общий объем выборки – 500 респондентов. 

Статистическая погрешность общекраевой выборки – 5,0%, доверительный интервал – 95,0%.

11.08.2020 08:52:32

Комментарии для сайта Cackle